Новости кафедры информационного менеджмента СПбГИК

Конференция ИФЛА - 2014

Валентина Владимировна Брежнева, заведующая кафедрой информационного менеджмента, декан библиотечно-информационного факультета о Всемирном библиотечном и информационном конгрессе  80-ой Генеральной конференции ИФЛА.

 


Конференция ИФЛА каждый год проходит в разных частях света (2013г. в Сингапуре – подробнее об этом), и всегда является важным событием международного значения для специалистов в области библиотечного дела и информации. Она собирает экспертов со всего мира.

Всемирный библиотечный и информационный конгресс 80-я Генеральная конференция ИФЛА проходил в Лионе (Франция) с 16 по 22 августа 2014 года. На конгрессе присутствовала делегация от России в количестве более 60 человек, которые представляли правление Российской библиотечной ассоциации (РБА), Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку, Президентскую библиотеку им. Б. Н. Ельцина и другие крупнейшие библиотеки Российской Федерации. От вузов культуры были представлены Кемеровский государственный университет культуры и искусств в лице ректора Е. Л. Кудриной и профессора Н. Е. Гендиной, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (Брежнева В.В.), Московский государственный университет культуры и искусств (Клюев В.К.).

Профессиональные мероприятия во время работы Конгресса можно разделить на следующие четыре группы:

–  Работа в постоянном комитете.

– Участие в официальных мероприятиях Конгресса.

–  Участие в работе секций.

–  Посещение библиотек Франции.

Во время работы Конгресса было проведено два рабочих заседания постоянного комитета по образованию и обучению (Education and Training).

16 августа 2014 г. с отчетами о работе за 2013 г выступили:

– Со-председатели секции Карен Доунинг (KarenDowning), возглавляющая отделение социальных наук, фондов и грантов в библиотеке Мичиганского университета (США) и Микаэль Сидл (MichaelSeadle) – профессор Берлинской школы библиотечных и информационных наук Университета Гумбольда (BerlinSchoolofLibraryandInformationScienceatHumboldt-UniversitaetzuBerlin).

– Секретарь постоянного комитета по образованию Джаника Роглер (JannickeRogler) преподаватель библиотечно-информационных дисциплин из Норвегии и информационный менеджер (InformationOfficer) Джилиан Халам (GillianHallam) – информационный работник из Австралии, отвечавшие в течение года за внутреннюю и внешнюю коммуникационную политику секции и  размещение информации в Интернете и социальных сетях, поскольку ИФЛА придает большое значение информированию профессионального сообщества и других социальных групп о своей деятельности.

– Казначей секции Клара Чу, профессор библиотечно-информационного факультета Университета Северной Каролины (DepartmentofLibrary & InformationStudiesUniversityofNorthCarolinaatGreensboro).

– Ответственная за подготовку бюллетеня секции Сусмита Шакраборти, профессор из Индии. Приятно было услышать, что Сусмита очень высоко оценила публикационную активность и качество материалов, предоставляемых в бюллетень представителем России.

Также были выслушаны отчеты других руководителей комитета.

Большое внимание было уделено программе специального мероприятия, посвященного 40-летию работы секции по образованию в структуре ИФЛА.

20 августа состоялось второе рабочее совещание постоянного комитета, на котором обсуждались следующие вопросы:

План подготовки к следующим конференциям ИФЛА. Важно отметить, что планирование ведется на два года вперед: обсуждаются ключевые темы заседаний и состав рабочих групп по их подготовке. В качестве ключевой темы для обсуждения на 81-й Генеральной конференции ИФЛА Всемирного библиотечного и информационного конгресса, который состоится в августе 2015 г. в городе Кейптаун (ЮАР), были предложены вопросы аккредитации учебных заведений и учебных программ. Также обсуждались вопросы подготовки к 82-й конференции, которая состоится в Колумбии (США). В качестве ключевой темы были предложены вопросы дистанционного образования.

Большое внимание было уделено условиям подачи документов на студенческий грант в размере 1000 евро для поездки на 81-ю конференцию ИФЛА. Проблема состояла в том, что грант 2014 года остался не присужденным из-за несвоевременного предоставления документов на конкурс.

Условия конкурса на русском языке размещены на сайте ИФЛА (http://www.ifla.org/files/assets/set/student-paper-award/2014_lis_awd_brochureruss.pdf ) и мне представляется, что у студентов отечественных вузов есть огромный потенциал для участия и победы в этом конкурс

Официальные мероприятия конгресса.

Конгресс 2014 года проводился под лозунгом: «Сильные библиотеки – сильное общество».

К официальным мероприятиям Конгресса можно отнести церемонию открытия Конгресса, на которой центральное место занял отчет президента ИФЛА (2013-2015 гг.) госпожи Синики Сипила (SinikaSipila, SecretaryGeneralFinnishLibraryAssociationRuneberginkatu 15 A 23l00100HelsinkiFinland), церемонию закрытия, а также Culturalevening – обязательное мероприятие в структуре Конгресса, направленное на ознакомление участников с особенностями национальной культуры страны-организатора, а также на активизацию неформального общения делегатов.

Важное место в структуре официальных мероприятий конгресса занимает кокус, организуемый национальными делегациями, во время проведения которого формулируются основные цели делегаций-участников Конгресса. Особо следует отметить значение кокуса делегаций стран СНГ, организатором которого были национальные библиотечные ассоциации России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Узбекистана и пр. Председатель – президент РБА В. Р. Фирсов. На этой встрече были заслушаны отчеты представителей России о работе в секциях ИФЛА, в том числе с отчетом о своей работе выступила В. В. Брежнева (Повестка прилагается).

На кокусе была озвучена важная информация о том, что Россия подала заявку на проведение конгресса ИФЛА в 2017 году в Москве. Если заявка будет выиграна, безусловно, это станет большим событием для профессионального сообщества и даст возможность большому количеству специалистов из России принять участие в работе конгресса.

Большое значение для повышения профессиональной квалификации имело участие в работе секций.

Безусловно, главным событием этого года было мероприятие, посвященное 40-летию секции по образованию и подготовке кадров в структуре ИФЛА. Для меня это мероприятие было интересным не только по содержанию, но и по форме. Мероприятие проводилось под лозунгом «Слияние прошлого и настоящего. Ближе большое будущее». Мероприятие было организовано на базе высшей школы по библиотековедению и информатике, являющейся структурным подразделением Лионского университета (École Nationale Supérieure des Sciences de l'Information et des Bibliothèques (ENSSIB).

До начала конференции была возможность познакомиться со структурой данного учебного заведения и провести неформальные беседы с его преподавателями. Важно отметить высокий статус высшего библиотечно-информационного образования во Франции. Это объясняется тем, что все выпускники Школы трудоустроены в библиотеки еще во время обучения. Они получают высокую стипендию. Прием в Школу осуществляется на основе профессионального отбора. Ежегодная нагрузка профессорско-преподавательского состава включает в себя 200 часов педагогической работы в аудитории и 400 часов научно-исследовательской работы.

Рабочий день конференции был разделен на две части и в структуре каждой из них были выделены следующие составные элементы:ключевые доклады, панельные дискуссии, игнайт-презентации и др.

Во второй части мероприятия состоялась презентация книги многолетнего члена секции профессора Гоша (Индия).

В качестве ключевого докладчика, открывающего работу конференции, был приглашен Исмаил Серагелдин, доктор философии, директор библиотеки Александрии (ISMAIL SERAGELDIN, Library of Alexandria, Alexandria, Egypt). Его доклад был посвящен изменениям, которые претерпевают библиотеки под влиянием изменений внешней среды. Эта проблема волнует профессиональное сообщество во всем мире – как сделать так, чтобы в условиях цифровых технологий сохранялась бы востребованность библиотек.

В первой части конференции темой панельной дискуссии была выбрана роль и перспективы профессионального сообщества, занимающегося подготовкой библиотечно-информационных специалистов (PanelOne: LIS Educationand Training – ALeadership/AssociationPerspective).

Вторая панельная дискуссия была посвящена будущему библиотечно-информационного образования, через его историю (Panel Two: Facing Our History, Shaping the Future of LIS Education and Training).

Авторомключевогодоклада, закрывающегоработуконференции, былаЛиннСилипигниКонавей, сотрудникОСЛС (LYNN SILIPIGNI CONNAWAY, Senior Research Scientist, OCLC Research, United States). Её доклад был посвящен роли информационных специалистов в современном обществе и академическом сообществе. Отмечалась необходимость новых моделей информационных работников, что накладывает особые обязательства на их подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Такая форма проведения мероприятия отличается большой информационной насыщенностью и легким восприятием информации, что важно для мероприятия, рассчитанного на целый рабочий день с 8.30 до 18 часов.

Интересные выступления были представлены на секции по маркетингу, на секции по информационному обслуживанию, а также на секции по работе библиотек с особыми группами читателей. Ключевой темой этого года была работа библиотек с читателями, страдающими дислексией. Важно отметить, что в наших учебных программах уделяется недостаточное внимание работе с читателями с ограниченными возможностями, поэтому мне было интересно ознакомиться с опытом зарубежных библиотек в этом направлении, чтобы в дальнейшем включать его в учебный процесс.

Большой интерес представляла выставка. Традиционно информационно-насыщенными были стенды издательств и издающих организаций. Интересные презентации были представлены на стенде OCLC. Было много предложений по автоматизации библиотек. Интересным и достаточно новым показалось предложение по внедрению в практику работы библиотек автоматизированных книжных киосков. Вызвал интерес и, так называемый, магический киоск – выставочная витрина, позволяющая экспонировать книжный раритет и его цифровую копию. Такой подход позволяет «пролистывать» электронные страницы книги, не волнуясь за её сохранность (http://content-conversion.com/?lang=en).

На протяжении всей работы Конгресса у нас была возможность знакомиться с библиотеками Лиона, так, например, большое впечатление произвела городская публичная библиотека Лиона, расположенная в отдельном здании рядом с вокзалом. Прийти в библиотеку может любой человек независимо от того является ли он читателем библиотеки. Обращает на себя внимание удачное зонирование библиотеки – в ней выделены зоны для занятий детей, взрослых, проведения конференций, «тихие зоны» для работы в читальном зале, звукоизолированные комнаты для проектной работы, технические зоны, позволяющие самостоятельно ксерокопировать необходимые документы. В библиотеке выделена зона для чтения детей, дизайнерское оформление которой напоминает комнату в квартире – с письменным столом, кроватью, книжными полками. В читальном зале представлены книги на разных языках, в том числе классические романы на русском языке. В библиотеке реализована идея, получившая распространение на Западе – предоставление в аренду картин и других произведений искусства. Библиотека выполняет также туристско-информационные функции, предоставляя в свободное пользование рекламную информацию о достопримечательностях Лиона.

В библиотеке не так много стационарных компьютеров, но все столы оборудованы электрическими розетками для подключения ноутбуков. Удачной идей показалась возможность гибкого моделирования пространства, что достигается наличием передвижных панелей и кресел, позволяющих «отгородиться» от других читателей и создать для себя максимально комфортные условия. В большом количестве представлены информационные материалы, облегчающие ориентацию в пространстве библиотеки. Естественной частью библиотеки является кафе и зоны отдыха (фотоотчет прилагается).

22 августа в рамках работы Конгресса был запланирован специальный тур для посещения библиотек Франции. В Париже я  была во Французской национальной библиотеке, в Библиотеке национальной оперы.

Участие в работе Всемирного библиотечного и информационного конгресса Генеральной конференции ИФЛА является очень значимым имиджевым и профессиональным событием. Позволяет установить новые и укрепить уже имеющиеся профессиональные контакты, получить оперативную информацию об уровне развития библиотечно-информационного образования, библиотечной теории и практике в разных странах, продвигать статус СПбГУКИ как ведущего вуза страны.

Деловые переговоры, проведенные во время работы конгресса, позволили заручиться согласием ряда коллег из университетов, готовящих кадры для библиотечно-информационных учреждений, на их участие в конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование», запланированной к проведению в марте 2015 года на базе БИФ СПбГУКИ под эгидой Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА и Учебно-методического совета по образованию в области библиотечно-информационной деятельности.

 

 

 

Материал взят с сайта кафедры информационного менеджмента imkaf.ru

© 2024 Кафедра информационного менеджмента СПбГИК. Все права защищены.

 

 

Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов
jtemplate.ru - free extensions Joomla